Фома Кемпийский - Мудрость Святого

Мы подготовили для вас, Дорогие наши друзья, материал основанный на изречениях и наставлениях Святых, живших когда-то на Земле. Мы хотим, чтобы мудрость переданная ими в своих посланиях, помогла вам в решении сложных житейских вопросах, когда вы размышляете о том, как правильно поступить в той или иной ситуации или как реагировать на события жизни.

Надеемся, что вы найдете в этих материалах ответы на свои вопросы, которые, возможно искали долгие годы.

Среди знаменитых школ эпохи позднего Средневековья прославилась Виндесгеймская обитель, находившаяся на территории Ренании, близ города Майнца. Она дала миру одно из самых замечательных духовных руководств, когда-либо написанных рукой человека.

Его автором является фламандский иеромонах Фома Кемпийский (1379-1471). В своих трудах и проповедях он описывает монашескую жизнь, ее добродетели, жизнь и страдания Христа, Божией Матери, мистическое единение с Богом.

О пользе от несчастья

1. Благо нам, что имеем иногда некоторые печали и бедствия, ибо часто возвращают они человека на душу свою, чтобы познал он себя в изгнании и не полагал своего упования ни на что в здешнем мире. Благо нам, что терпим иногда противоречия, что злое об нас думают и не вполне нас разумеют, когда у нас и в деле и на мысли все доброе. Часто служит это к нашему смирению и предохраняет нас от тщеславия, ибо тогда усиленнее ищем внутреннего свидетеля Бога, когда во внешнем мире люди нас презирают и не дают нам доброй веры.

2. Итак, должно  было бы человеку всего себя утвердить в Боге, чтобы не имел он надобности искать многоразличных утешений. Когда человек в добром изволении смущается или искушается или расстраивается от дурных помышлений, тогда сильнее чувствует, как Бог ему нужен и, сам себе свидетельствует, что без Бога он вовсе не может, тогда стенает и молится, страдая от боли, и тяготит его жизнь, и смерти хочет, желая разрешитися и со Христом бытии (Филипп. 1, 23). Тогда видит он ясно, что не может быть в мире безопасности и полного мира.

Об уклонении от неосмотрительного суждения

  1. К себе самому, обращая взоры, и остерегайся судить чужие дела. Человек, когда судит о других, напрасно трудится, часто заблуждается и легко впадает в грех, а когда себя самого судит и разбирает, то всегда трудится на пользу. Как нам дело приходится по сердцу, так мы всего чаще и судим о нем; и своя любовь сердечная легко отнимает у нас суд правый. Если бы к Богу всегда направлено у нас чистое желание, не приходили бы мы так скоро в смущение от борьбы со своим чувством.

О делах любви

  1. Тот много делает, кто много любит. Много делает, кто хорошо делает. Хорошо делает тот, кто служит общему благу более, чем своей воле. Часто кажется любовь там, где скорее  было желание плоти: плотская склонность, своя воля, надежда на возмездие, желание своей угоды – редко дают устранить себя.
  2. В ком любовь истинная и совершенная, тот ни в чем не ищет себя самого, но во всем желает только явиться славе Божией.  Никому и не завидует, потому что не любит никакой отдельной радости, и ищет не в себе самом радоваться, но в  Боге превыше всех благ желает блаженствовать. Никому не присваивает что-ибо доброе, но все во все целости относит к Богу, от Кого все происходит, В Ком все святые, обретая конец и удовлетворение, почиют. О, когда бы в ком была искра истинной любви, как бы почувствовал он, что суеты исполнено все земное.

 О терпимости к чужим недостаткам.

1. Что человек не в силах бывает исправить в себе или в других, то должен переносить терпеливо, доколе Бог иначе не устроит. Подумай, что так может быть лучше для твоего испытания и терпения, без которого нечего много взвешивать заслуги наши.  Но должен ты в таких затруднениях молиться, чтобы благоволил Бог прийти  к тебе в помощь, да возможешь в кротости понести.

2. Если кто, раз или два обличен, не послушает, не спорь, но предай все Богу, да будет воля Его и слава во всех рабах Его: силен Бог и слое превратить в доброе. Учись в терпении переносить чужие недостатки и слабости, какие  бы ни были, ибо и у тебя есть много такого, что другие переносить должны. Если себя не можешь сделать таким, каким желаешь, как можешь сделать, чтобы другой был таков, как тебе угодно? Мы желаем, чтобы другие были совершенны, а своих недостатков не исправляем.

3. Желаем, чтобы другие были строго облечены, а сами не хотим, чтоб нас обличали. Не нравится нам широкая вольность в других, а сами не хотим, чтоб отказывали нам в том, чего хочется. Желаем, чтобы других стесняли правилами, а сами никак не позволяем, чтобы нас к чему строго принуждали. Явно отсюда, как редко мы умеем судить о ближнем тем же судом, каким об себе судим. Когда бы все были совершенны, как бы тогда возможно было нам терпеть от людей ради Бога.

4. Но вот, Бог так устроил, чтобы учились мы друг у друга тяготы нести, ибо никто без порока, никто без бремени, никто сам в себе не доволен, никому своего одного разума недостаточно, но приходится друг друга сносить, друг друга утешать, друг другу помогать и увещевать друг друга. А сколько у кого есть силы, яснее откроется в случае несчастья; случаи не делают человека слабым, но показывают, каков он есть.