Что такое зависть?

Прежде всего, давайте определимся с понятием Зависти. Энциклопедический словарь дает следующее определение: «Зависть — желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени» .  Другое определение: «Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им» (Готфрид Лейбниц ). Христианская мысль по этому поводу звучит кратко: «Зависть – это печаль души о благополучии ближнего».

Многие люди, если не большинство, утверждают, что зависть к ним не имеет никакого отношения, и что они избавлены от этого порока, и по этой причине проблема зависти не является для них настолько важной, чтобы сосредотачивать на ней свое внимание. Возможно Вы, читая эту статью, думаете также? Но ответ на вопрос «Имеет ли Зависть отношение к каждому из нас?» не так прост!  

Все мы знаем о склонности человеческого существа к зависти. Это зло так глубоко укоренилось в человеке и обществе, что мы даже склонны отождествлять его с особой чертой человека или чертой группы людей (нации, например), что мы считаем это просто некой человеческой особенностью. Но в действительности Гордыня и Зависть - это плевелы, которые были посеяны врагом  в нашем сознании и которые нам надлежит удалить от туда.


Ученые, исследовавшие влияние зависти на человека установили, что в мозге человека присутствуют зоны, отвечающие за зависть и злорадство. Оказалось, что люди, вызывавшие в себе зависть, активировали в своем мозге переднюю часть поясной извилины — регион, играющий ключевую роль в обработке боли. То есть зависть и боль оказались физиологическими близнецами.

Получается, что человек завистливый, если он этого даже не осознает, испытывает реальные боль и страдание. Это насилие над собой, насилие над своей душой.  


О зависти в Библии

Проблема зависти  оказывается чрезвычайно важной для человека и его духовности. Не зря этой проблеме были посвящены две из десяти Заповедей Моисея:

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Обратившись к Библии, мы можем вспомнить множество историй, в которых дети Божьи создавали между собой карму и часто причиной тому была элементарная зависть. Наиболее выразительны две таких истории: о том, как из-за зависти, которая затем перерастает в ненависть, Каин убивает брата своего Авеля:

«Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие, 4: 3-8)

И история о том, как одиннадцать сыновей Израиля по той же зависти продают в рабство своего наименьшего брата Иосифа:

«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более. Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его …» (Бытие, 37: 3-8).

И история распятия Иисуса Христа также была ничем иным, как историей зависти власть держащих к Тому, кто пришел и Царство его не было от мира сего.

«Пилат не был глупцом, он был целостной личностью. Ему было открыто знание о небесах и земле. Он являлся падшим ангелом, которому была дана возможность отработать огромный пласт кармы. Он мог оправдать Иисуса вопреки мнению толпы и священников, однако он повел себя, как политик. Ему было не все равно, что о нем говорят, особенно толпа. И он выполнил ее волю, хотя прекрасно знал, что все дело в зависти первосвященника и фарисеев, их зависти к силе Иисуса, которая была столь велика, что они возжелали его смерти» (Э. К. Профет, 10.07.1983)

Это все примеры личной и планетарной кармы на линии Близнецов в Ментальном квадранте. Это разделение брата с братом, нации с нацией и человека с Богом, путем искажения Бого-Мудрости через невежество, ревность и зависть. Все это наша с вами история, уроки которой мы можем извлечь, чтобы более не допускать этих ошибок.

Богиня Света в своей диктовке от 8.10.1989 говорит о величайшей важности проблемы зависти: «Благословенные, по приглашению Бога и Богини Меру я говорю с вами о черной магии и колдовстве. Но я начну свой рассказ с темы зависти и ревности – этой очень часто практикуемой формы черной магии, которая на первый взгляд не кажется смертельной. Однако я пришла сказать вам, что она воистину смертоносна! Когда у вас есть нечто прекрасное, есть проявление радости и счастья в вашей семье и среди детей, то находятся соседи, которых вы, возможно, и не знаете, или же мнимые друзья или родственники, у которых есть тяжелая карма с вами, [то есть они – ваши должники из прошлых жизней], или это могут быть даже те, кто пребывает на астральном плане, – и у них нет того, чем обладаете вы, и поэтому в них растет зависть. Она перерастает в ненависть, творения ненависти и даже гнев, и постепенно эти чувства укореняются в них, гложут их, и через дурной глаз они могут проецировать зло против всего прекрасного, что есть в вашей семье, против вашего счастья, вашего успеха»


 Проявляется ли зависть в нашей жизни? 

Зависть может проявиться в нашей жизни двумя способами. Это зависть, которую проявляем мы, т.е. направляем ее на других, и зависть, которая направлена на нас. И даже если мы из собственной самоуверенности и можем сказать, что сами не проявляем зависть, то наверняка мы можем оказаться объектом зависти. «Мысль заключается в том, что кто-то всегда будет завидовать вам …» (Марк Профет. Моментум)

Для выявления элементов зависти в нашей жизни давайте проведем следующее исследование. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. Вверху в двух частях запишите: «Мне завидуют (кто и за что)» и «Я завидую (кому и за что)». И далее ниже в каждой из частей запишите, соответственно, кому и за что Вы завидуете и кто и за что возможно завидует вам.
 

 

Мне завидуют (кто и за что)

  1. _______________________________
  2. _______________________________
  3. _______________________________

Я завидую (кому и за что)

  1. _______________________________
  2. _______________________________
  3. _______________________________
 

Если вам удалось внести даже хотя бы одну запись в эту таблицы, это уже говорит, что Зависть не обошла вас стороной и она касается также и Вас.


Каким же образом проявляется зависть с точки зрения психологии и что об этом говорят Вознесенные Владыки? Знание этого даст нам возможность отслеживать проявление зависти, контролировать ее и преодолевать.

Но для начала, попробуйте самостоятельно ответить, исходя из собственного опыта, на следующий вопрос: «Как проявляется зависть в моей жизни и что чаще всего становится причиной ее проявления?» (Запишите свои размышления)

Моя зависть или зависть ко мне чаще всего проявляется по причине:

  1. ___________________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________________

Что же говорят об этом психологи: «Все начинается с невинного сравнения себя с другими. И в результате вдруг выясняется, что кто-то нас превосходит в определенной, значимой для нас области. Это вызывает чувство досады, огорчения, а то и унижения и осознания собственного поражения. …Теперь, когда семена зависти посеяны и проросли, они трансформируются в наше отношение к тому, кому мы завидуем. Первым делом рождается неприязнь к объекту зависти. Степень этой неприязни зависит от темперамента, воспитания и прочих сдерживающих факторов. На самых запущенных стадиях появляется желание причинить этому человеку вред или лишить его предмета превосходства»

То, что наше невинное сравнение себя с другим приводит к таким негативным последствиям, не случайность, но действие сил –противников нашей души. В человеке присутствует гордыня – это семя зла, посеянное Люцифером, которое и дает такие буйные всходы в виде зависти. Его падение заключалось в том что он захотел ограничить развитие человечества, привязав человека лишь к Земле,  к своему уделу.

Люцифер не был Высшим среди своих собратьев, но из-за ревности и зависти к Братьям он решил отделиться от единства Бытия. Однако при законе взаимообмена, всякая обособленность приводит лишь к отмиранию и смерти


Зависть на Космических Часах

Учение о Космических часах дает нам понимание того, как  происходит проявление Пламени Бога в четырех материальных планах человеческого существа. Пламя Бога троично и потому называется Трехлепестковым Пламенем. Проявление его в материальных планах последовательно и циклично: цикл за циклом оно последовательно проходит эфирный, ментальный, эмоциональный и физические планы человека, образуя таким образом двенадцать вех (подобно двенадцати линиям на циферблате часов), каждая из которых есть особое проявление одного из трех лепестков Пламени в одном из четырех нижних тел человека. Это двенадцать Христокачеств, которые человек способен проявить через себя, верно квалифицируя нисходящий в его существо Свет Бога. Искажение же этого Света приводит к проявлению негативных качеств на Космических Часах (КЧ), как антиподов соответствующих совершенств Христа в нас.

Если мы внимательно посмотрим на Космические часы, то увидим, что Пятая линия КЧ - это именно та линия, на которой проявляется зависть, как искажение качества Бого-мудрости. Все, кто изучают КЧ, знают, что Пятая линия очень особая и важная: только на этой линии Христо-пламя проявляет себя, как лепесток Мудрости в ментальном квадранте, что по своей сути являет высшее выражение Мудрости в существе человека. И поэтому Христо-совершенство на этой линии и проявляется здесь, как Бого-мудрость (см. рисунок ниже). Искажением же Бого-Мудрости на этой линии являются зависть, ревность и незнание Закона. Искажением на этой линии также являются «ментальные штампы зависти, ревности, незнания Закона, раздвоение личности, двуличность, нервозность, нетерпеливость, непоследовательность, несосредоточенность, поверхностность, многословность, болтливость, рассеянная духовная слепота, непроходимая ментальная тупость, замедленная умственная деятельность, а также искажение в чакре горла» (из Ритуала 14-ти этапов Крестного, Э. К.Профет).

 

Как победить зависть

1) Физический план. «Итак, если у вас проблемы с селезенкой, поджелудочной или желудком, то, возможно, вы завистливы в этой жизни; вы можете проявлять ревность к тому, чем обладает кто-то, а вы нет; забывая о факте, что способны в жизни получить все, что пожелаете, если готовы трудиться ради данной цели! Вы можете оставаться сверхзависимым или беззащитным. И все это из-за проблем с селезенкой, поджелудочной и желудком. Сверхсильные отклонения в работе упомянутых органов способны привести вас к подозрительности, недоверию или потворству в саможалении. И если такой человек достаточно близок к вам, то вы пытаетесь поддержать его, хотя  в действительности вы поддерживаете его селезенку, поджелудочную и желудок! … Если ваши селезенка, поджелудочная и желудок здоровы, то вы обретаете сострадание, находчивость и устойчивость. Вы становитесь непоколебимы! Совершенно непоколебимы! Что бы ни произошло: день или ночь, кто бы ни потревожил вас, в вас нуждаются там или здесь – вы по-прежнему непоколебимы!» (Элизабет Клер Профет, «Стезя индивидуального Христобытия»).


2) Сердце. Чтобы быть свободными от психических уловок, связанных с завистью, нам необходимо очищать сердце. «В соответствии с древними понятиями о человеческой анатомии и физиологии, глаз считался каналом, ведущим в сердце и от сердца, фокусом мысли и намерения. Лучи, исходящие из глаза передают склонности сердца. Добрый глаз говорил о благочестивом и благожелательном человеке. Дурной глаз и его обладатель, с другой стороны, определялись как злонамеренный, недоброжелательный и опасный. Следовало избегать взгляда и даже присутствия такого индивидуума, так как предполагалось, что дурной глаз излучает злобные и враждебные намерения. Эти злые намерения обычно отождествлялись с ненавистью, завистью, жадностью и скупостью; недовольством чужим здоровьем, успехом и социальным положением; нежеланием поделиться имуществом или дать что-то нуждающимся. …» (Э.К. Профет. Незнание закона не является оправданием). «Мы должны очистить все наше существо, включая сердце. Сердце очень отягощено завистью, ревностью, гневом. В человеческих сердцах содержатся разного рода вибрации, равно как и инертность, накопленная в результате неправильного питания на протяжении воплощения. И жир, который окутывает наше сердце, также блокирует поток энергии» (Э.К. Профет. Учения Элохим Мира и Алохи)


3) Как уже было сказано, первым шагом к зависти является наши попытки сравнить себя с другим, то противоядием от зависти может быть для нас уклонение от попыток сравнивать себя с другими. Философ сказал: «Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, — никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большего счастья» (Сенека). Это очень близко к тому, что говорил Вознесенный Владыка Эль Мория, что для нас будет лучше грести в своей дырявой лодке, чем стремиться попасть на быстроходный лайнер, но который не назначен для нас. И вот прекрасный пример верного отношения к различиям, которые мы встречаем в других людях: «Восхищайся людьми, которые делают что-то лучше тебя, и ты сможешь учиться у них. Люби людей, которые делают что-то лучше тебя, и ты сможешь стать самим собой. Благодари людей, которые делают что-то лучше тебя, и ты почувствуешь облегчение и станешь океаном. Благодари их за то, что они показывают тебе как лучше можно делать то, что ты делаешь. Через них жизнь дает тебе понять, что ты можешь быть лучше, чем ты есть сейчас. Благодари жизнь за этот урок, и тогда жизнь ответит тебе подарком, и этот подарок поднимет тебя на новую высоту в своем развитии. Перестань сравнивать себя с другими, и ты станешь самим собой».


4) Искать, понять и найти себя! Лишь так мы сможем обрести свою индивидуальность,  осознать свою дхарму и исполнить ее. А уж если мы этого объемся, можно быть уверенным, что после этого от зависти не останется и следа. И вот несколько советов, которые дает по этому поводу Элизабет Профет в своей книге «Искусство практичной духовности»:

 

  • Задайте своему внутреннему учителю конкретные вопросы, касающиеся выбора, перед которым вы сейчас стоите. И будьте открыты и готовы принять ответ, который может прийти в ответ из какого-либо источника. 
     
  • Воздайте молитвы великим существам света, которые готовы оказать нам помощь в наших практических делах. Наладьте с ними тесные более взаимоотношения.
     
  • Примите Волю Бога, как высшее благо в своей жизни и попросите Бога защитить вас от всего, что не согласуется с Волей Бога в ваших мыслях чувствах и действиях.
     
  • Воспользуйтесь фиолетовым пламенем, чтобы очистить свое сознание, мысли  и чувства и быть более восприимчивыми к Голосу Бога внутри себя.


5) Храните молчание. «Мысль заключается в том, что кто-то всегда будет завидовать вам. Поэтому не будьте настолько глупыми, чтобы рассказывать о себе все самое хорошее - что вы можете сделать, что вы сделали или как вы счастливы. Есть люди, которые завидуют вашему счастью. Будьте благоразумны и храните молчание. Молчание - золото. Молчание - золото, потому что спасет вас от массового сознания, атакующего вас» (Марк Профет. Моментум)

«Итак, будьте осторожны! Остерегайтесь, ибо этот страж может вложить в ум другого человека ревность и зависть ко всему, что вы имеете, будь то ваш муж, или жена, или дети, или ваше имущество, или ваше хорошее здоровье. Ведь вы знаете истории о дурном глазе. Лучше воздержаться от рассказов о своем счастье. Кроме того, возлюбленные, помните наказ, который дал вам Марк Профет: «Не верьте человеку». Так вот, соблюдение этого может сделать жизнь печальной, если вы не знаете учений, стоящих за этой аксиомой. Видите ли, мудро доверять лишь Христу в человеке и не доверять человеческому сознанию, которое может изменить свое решение уже через час. И поэтому вы обращаетесь к Христу в каждом. Вы обращаетесь к тому, кто над душой, вы говорите с этим ангелом-хранителем, и вы направляетесь в само сердце того, что реально во всех, кого вы встречаете. И вы поддерживаете душу, которая еще не дошла до алтаря, чтобы стать женой своего Супруга» (Геркулес и Амазония. 11 июля 1993 года)


6) Один из ключей  победы над завистью - используйте общительность для усиления единства, но не наоборот. Одним из негативов Близнецов является пустая болтовня, вместо сохранения энергий посредством краткости.

Каждое утро после сна спрашивайте себя? «Для чего я здесь?». Это поможет вам удержать перспективу дня. И отвечая на него, в вашем уме прозвучит: «Я здесь для Бога. Для Сен-Жермена. Для Эль Мории. Я здесь ради всех детей мира. Чтобы исполнить мою миссию и завершить то, что мне полагается при помощи обучения и тренировки, благодаря которым становлюсь мастером своего дела». Следите, чтобы не увлечься ситуацией, способной разрушить ваш фокус. А для этого необходим очень крепкий «янский» ум, постоянно пребывающий на страже, способный противостоять искушению уступить неуловимым импульсам, заставляющим вас забыть ваш реальный курс. Установите вертикальную связь с Богом, чтобы горизонтальные были более продуктивны. На схеме – это линия, соединяющая северную точку с южной. Она знаменует ваш прямой контакт с Богом, ваше общение с Ним, непосредственную молитву. Ведь, преклонив колени перед любым святым, распалив внутри себя сильнейший огонь, вы создаёте, таким образом, вертикальные взаимоотношения с Богом, которые очень могущественны. Их символом будет являться вертикальная линия креста. А горизонтальная – это символ нашего пребывания здесь, исполнение наших обязанностей, наша ответственность. И мы хотим быть уверены, что не расточаем свои энергии в горизонтальных взаимоотношениях.

Ибо когда Бог исключён из взаимоотношений, и остаются только горизонтальные связи человека с человеком, вы начинаете терять собственную индивидуальность.


7) Амогасидхи (Всемогущий Победитель, Тот кто безошибочно достигает своей цели) - один из пяти Дхиани Будд, воплощающий Мудрость Совершенного действия, является тем, кто способен поглотить один из пяти ядов - яд зависти и ревности. И используя Науку Изреченного Слова, мы можем обращаться к Амогасидхи, произнося его мантру «Ом, Амогасидхи, Ах», прося истребить в нас  своим огнем яд зависти и ревности.

Использование Пламени Прощения будет также очень полезно, если мы намерены развязать узы, сотканные завистью.


8) И наконец самым решительным шагом к освобождению от всего нереального, в т.ч. и зависти является ускорение во Христе: «Пока люди не получат ускорение через Христа, они зачастую будут завидовать свету и радости других. Зависть - это то, что ведет к потерям. Люди, завидующие друг другу, могут вызвать в своих жизнях бедствия. Люди смотрят друг на друга и затем кто-то решает, что ему не нравится кто-то из-за своего успеха. И внутри себя он замышляет: «Я хочу, чтобы с ним что-то случилось». Во многих случаях эта мысль подсознательна. Вы не знали об этом? Это не обязательно сознательная мысль. Это может быть подсознательное чувство: «У меня все по-другому. Почему так происходит? Я не обладаю талантом, выдающейся внешностью, деньгами, успехом, счастьем. Почему все это есть у него?» (М. Профет. Моментум)

9) Те, кто приходят к нашему порогу, как завистники, чаще всего становятся для нас немым напоминанием, о мере щедрости и милосердия, которые мы можем и должны отдавать этому миру. Ведь некоторые из этих приходящих могут быть теми бедными душами, которых мы когда-то в своем стремительном движении не заметили, пройдя стороной, и не удосужились протянули руку поддержки. И все это косвенным образом привело к тому, что эти души остались на обочине Пути без поддержки и направления. 

Зададим себе простой вопрос: почему менее всего, кому нам придет в голову завидовать, так это Богу? Может причина состоит в том, что Бог в отличие от всех нас способен быть более щедрым и милосердным. Ведь Его Щедрость и Милосердие - это то Его Всеохватывающее Действие, которое способно поглощать любое человеческое противодействие, в т.ч. и зависть. И если мы, уподобляясь Богу, сможем проявлять к своим ближним хотя бы маленькую долю той великой Щедрости, которой одаривает нас Бог, может тогда в нашем окружении завистников станет немного меньше. Потому, что как сказал философ: «С завистью можно бороться только одним способом: сделать так, чтобы жизнь завистливых была счастливее и полнее» (Б.Рассел).

Ведь справившись с собственной завистью или завистью к нам, мы сможем обрести наше Единство, необходимое для победы Света на планете Земля.

«Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль…, и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе великий грех» (Второзаконие, 15:7-9)

Чтобы укротить зависть, нужно связать гордыню, умерить свои желания и любить.  Любить так, как учит Иисус и Владыки, отдавая, самоотверженно и самоотреченно. Ибо когда мы любим отдавая, любим в действии, тогда мы защищены самой любовью. Человеческое эго требует внимания к себе, оно желает быть богом и стремиться всех преклонить, всех заставить служить себе, но так как в каждом человеке живет подобное эго, то достичь желаемого не удается и не удастся, а посему такой человек обречен на страдания. Он не сможет получить удовлетворения по той причине, что его эго ненасытно, ибо оно растрачивает божественные энергии, но не восполняет их. Человеческое эго - это черная дыра в микрокосме его существа. Бог  живущий в сердце - это солнце. Он способен удовлетворить любые потребности человека, если мы отделимся от низшего я и его разглогольствующего тирана эго. Лучи Солнца пронизывая все существо человека переполняют его чашу и поэтому возникает необходимость делиться, отдавать. И чем больше мы отдаем тем больше получаем. Бог делает нас счастливыми, когда мы можем излить часть своей любви нуждающемуся и жаждущемуся.

Лишь дружба нам поможет
Тех, коих зависть гложет,
Сплотить в один союз
Посредством крепких уз.
(Сакс Ганс)